21 мар 14:36Другое

Ученые: Вера в Богов являются следствием, а не причиной эволюции сообществ

Международная исследовательская группа изучила роль Богов в становлении сложных крупных обществ. Как выяснилось, вопреки преобладающим теориям, вера в идолы является следствием, а не причиной эволюции групп. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature.

Ученые: Вера в Богов являются следствием, а не причиной эволюции сообществ

Для статистического анализа ученые использовали глобальный Банк данных Seshat, наиболее полный набор исторических данных. В настоящее время он содержит около 300 000 записей о социальной сложности, религии и других характеристиках 500 прошлых обществ, охватывающих 10 000 лет человеческой истории. Самой выдающейся теорией считалась морализирующая гипотеза о Богах, которая предполагает, что религиозные убеждения были ключевыми для всех групп. Речь идет о том, что люди скорее всего будут сотрудничать честно, если они верят в Богов, которые накажут их, если они этого не сделают.
«К удивлению, наши выводы сильно противоречат этой гипотезе. Почти в каждом регионе мира, по которому у нас есть данные, нравоучительные Боги, как правило, следуют, а не предшествуют, повышению социальной сложности. Тем более, стандартизированные ритуалы, как правило, появлялись сотни лет перед их появлением в умах. Такие ритуалы создают коллективную идентичность и чувство принадлежности, которые действуют как социальный клей, заставляя людей вести себя более сообща. Наши результаты показывают, что коллективная идентичность более важна для содействия сотрудничеству в обществах, чем религиозные убеждения», - подытожили ученые.