14 июл 11:37Другое

Ученые выяснили удивительный факт о древних людях

Каменные орудия и кости животных, найденные археологами в Китае, свидетельствуют о том, что древний человек покинул Африку на четверть миллиона лет раньше, чем полагали ученые. Об этом говорит исследование, результаты которого опубликованы в последнем номере журнала Nature.

Согласно этим данным, предки современного человека заселили Восточную Азию более 2 млн лет назад. Честь открытия принадлежит археологам, которыми руководил профессор Чжоу Чжу из Академии наук КНР. Вместе с китайскими специалистами работали их коллеги из Университета Эксетер (Великобритания). Каменные предметы были найдены в месте под названием Шэньчжэньхен на лессовых равнинах в Южном Китае. Самым ранним из находок — около 2,12 млн. лет, то есть на 270 тысяч лет меньше, чем самым ранним каменным орудиям, обнаруженным до сих пор за пределами Африки, в пещере Дамениси в Грузии.

По мнению исследователей, на найденных предметах (а это инструменты, включая скребок, молотки и заостренные камни), есть признаки того, что люди создали их намеренно и использовали в качестве инструментов. Большинство предметов изготовлены из кварцевых камней, которые, вероятно, были взяты на склонах горного массива Кинлинг, расположенного в 5-10 км к югу от места раскопок. Кроме того, были найдены кости животных, которым 2,12 млн лет.

Китайские лессовые равнины, занимающие территорию в 270 тысяч квадратных километров, образовались в процессе осаждения пыли за последние 2,6 млн лет. Каменные предметы были датированы в соответствии с магнитными свойствами слоев, в которых их обнаружили. Принимались в расчет и изменения, зарегистрированные в магнитном поле Земли. Исследование показало, что 80 предметов найдены в 11 разных слоях почвы, которые образовались в периоды, когда климат был жарким и влажным. 18 других предметов нашли в слоях, кристаллизовавшихся в эпоху, когда климат был более холодным и сухим.

Это интересно: Ученые раскрыли загадку озоновой дыры над Антарктидой

Большинство исследователей полагают, что окаменелости в Дамениси принадлежали ранней версией Homo erectus, человека прямоходящего, который считается одной из ступеней эволюции человека. Об этом заявил в интервью «ХaАрeц» профессор исследовательской группы университета Эксетер профессор Робин Данэль. «Наше открытие показывает, что древние люди уже были за пределами Африки 2,1 млн лет назад, и это до появления Homo erectus, поэтому мы теперь ищем более раннюю разновидность нашего рода».

По словам профессора Йоэля Рака из Тель-Авивского университета, одного из ведущих специалистов по физической антропологии древнего человека в Израиле, новое открытие интересно, но существенно не меняет базового понимания эволюции человека. Рак сказал, что благодаря интенсивной работе последних лет и, что не менее важно, точным и более дешевым методам датировки, чем те, которые были доступны исследователям до недавнего времени, оценки периодов эволюции человека становятся все более и более точными.

Это интересно: Ученые обнаружили загадочный объект в пирамиде ацтеков

Профессор Рак напомнил: китайцы были пойманы в прошлом на том, что преувеличивали масштабы своих археологических находок. Но, по словам ученого, даже если исследование (которое опубликовано в одном из ведущих мировых научных журналов) основано на реальных находках, оно интересно, но не сенсационно.

По словам профессора Рака, который в течение последних 30 лет вел раскопки в Эфиопии в поисках останков предков современного человека, новое открытие означает: древние люди после ухода из Африки распространились по планете и, в частности, достигли Восточной Азии раньше, чем было принято считать до сих пор.

Как отметил Рак, когда он впервые приехал в пещеру Дамениси в Грузии, где были найдены каменные инструменты, которым 1,8 млн лет, он скептически относился к датировке находок. Но правильность датировки в Грузии не вызывает сомнений, и теперь новое открытие добавляет еще один штрих к периодизации миграции предков Homo sapiens.

Однако профессор Рак признает, что исследователи пока не установили, к какому виду древнего человека принадлежали те, кто покинул Африку и создал каменные орудия в Китае. Ведь в Шэньчжэньхен не были найдены их кости, поэтому не могла быть проведена точная идентификация.

Ученые выяснили удивительный факт о древних предках человека