13 мар 19:42Другое

Ученые выявили невероятный факт из жизни древних людей

Около 74 тыс. лет назад на Суматре произошло мощнейшее извержение: в течение нескольких недель супервулкан Тоба выбрасывал в атмосферу облака пепла, который распространился по всему миру. Существует гипотеза, что это событие вызвало глобальную вулканическую зиму, которая продолжалась десятки лет, привела к массовому вымиранию видов и почти полному исчезновению человеческого рода. Но с таким драматичным сценарием согласны не все ученые.

Следы вулканического пепла в Пиннакл Пойнт, известном археологическом месте на побережье ЮАР, свидетельствуют о том, что некоторые группы ранних людей не просто выжили, но даже умудрились преуспеть в результате извержения. Об открытии сообщается в журнале Nature.

Когда произошло извержение Тоба, наши предки уже расселились из Африки на Ближний Восток и, возможно, за его пределы. Некоторые исследователи предположили, что извержение вызвало обратный парниковый эффект, который охладил Землю, привел к экологической катастрофе и повсеместной нехватке продовольствия. Считается, что в то время выжить удалось лишь нескольким небольшим сообществам, а популяция сократилась до 2 тыс. человек.

Это интересно: Ученые рассказали о невероятной опасности Вечной Мерзлоты

Данная гипотеза является предметом горячих споров. Так, проведенный ранее анализ пепла Тоба на озере Малави в Восточной Африке не подтвердил резких изменений климата: концентрация пепла оказалась слишком незначительной для прямого воздействия на экосистему.

Пытаясь решить загадку, американские геологи и археологи занялись поиском разрушительных последствий извержения в пещерах Пинкал Пойнт. Ранее в этом месте находили много костей, инструментов и оружия, оставленного людьми каменного века (некоторые из них старше 200 тыс. лет). Также они изучили богатый артефактами участок под открытым небом в 9 км от пещер.

Это интересно: Украина будет строить космодром в Австралии

В обеих точках были собраны образцы отложений со следами вулканического пепла, возраст и состав которого совпадает с пеплом Тоба. Но артефакты эпохи палеолита находились как под этим слоем, так и над ним, а значит в этой местности древние люди не прерывали своей деятельности и продолжали жить размеренной жизнью охотников-собирателей.

Ученые пришли к выводу, что экономика южноафриканских охотников-собирателей палеолита была устойчивой, потому они быстро приспособились к изменившимся условиям после извержения — в отличие от многих видов флоры и фауны. Так, люди питались моллюсками и другими морепродуктами, поскольку океан смягчил эффект вулканической земли.

Ученые рассказали о древнем извержении супервулкана невероятной мощности