13 сен 10:38Другое

Ученые обнаружили на Земле загадочную древнюю форму жизни

Международная команда палеонтологов, которую возглавили ученые из Манчестерского университета, обнаружила окаменелости возрастом более полумиллиарда лет. Эти следы жизнедеятельности, вероятно, первых или одних из первых сложных живых организмов на нашей планете помогут пролить свет на эволюционную историю жизни, уверены ученые.

Результаты исследования опубликованы в издании Nature Ecology & Evolution.

К сожалению, находка представляет собой не физические останки живых организмов. Это следы их активности – норы, проделанные в осадочных горных породах. Открытие было сделано в западной части Бразилии. Диаметр нор составляет от 50 до 600 микрометров, и это означает, что существа, которые их проделали, были чуть толще человеческого волоса.

Это интересно: Ученые рассказали, когда на Земле исчезнет один из самых популярных продуктов

Найденные окаменелости относятся к геологическому и эволюционному периоду на стыке эдиакара (635-542 миллиона лет назад) и кембрия (541-485 миллионов лет назад). Этот переходный период является чрезвычайно важным в истории эволюции жизни.

«Особенно захватывающей эту находку делает возраст пород: окаменелости, вероятно, являются свидетелями самых древних сложных форм жизни», – рассказывает автор исследования Рассел Гарвуд. – Эволюционные события во время перехода от эдиакара к кембрию не имеют аналогов в истории Земли. Текущие летописи окаменелостей свидетельствуют о том, что многие формы жизни, известные сегодня, появились в очень короткий промежуток времени».

По его мнению, норы, найденные в горных породах, были созданы организмами, напоминающими нематод (круглых червей). При перемещении между слоями пород они оставляли после себя крошечные тоннели. Эти тоннели имеют симметричные бороздки, свидетельствующие о том, что древние черви не использовали перистальтику (сокращение и удлинение тела) для передвижения. Скорее всего, они двигались волнообразно, как бы раскачивая свои тела из стороны в сторону, чтобы «проплыть» сквозь породу, словно это жидкость, говорит соавтор работы Люк Пэрри из Бристольского университета.

Кстати, чтобы обнаружить такие микроскопические следы, команда использовала рентгеновскую микротомографию. Рентгеновские лучи помогли создать виртуальную 3D-модель, не разрушая при этом исследуемый объект.

Археологи нашли древнейшее доказательство жизни на Земле