22 сен 17:00Другое

Анатомия нового бюджета: недовольны только табачники и нефтяники


Правительство одобрило проект бюджета на следующие три года. Как ожидается, посткризисный 2021-й станет переходным: расходов будет много, а доходов меньше, чем раньше. Кроме того, пришлось пересмотреть статьи и на этот год. Михаил Мельников рассказывает, как мы будем жить в новой финансовой реальности.

Бюджет — это война

Перед нами уже второй вариант бюджета на бо́льшую часть этого года: первую его версию выбросила в мусорное ведро пандемия коронавируса. Да и крах первого ОПЕК+ сильно повлиял на доходную часть.

Подчеркну, что речь идет только о федеральном бюджете, составляющем примерно половину бюджета консолидированного, то есть совокупности приходно-расходных балансов федерального правительства, региональных и местных властей. Региональные бюджеты — это совершенно отдельная история.

Интересно, что в 2019 году обсуждение бюджета на 2020-22 годы было открытым и публичным, в результате чего правительство Дмитрия Медведева попало под ураганный огонь критики. Представители всех отраслей перетягивали одеяло бюджетных трат на себя, а налоговую нагрузку стремились спихнуть куда-нибудь подальше. Именно поэтому нынешний бюджет готовили в строгой тайне: первые утечки появились, только когда все уже было по сути решено. Но и сейчас я вижу набор заказных статей. Особо порадовал пассаж одного некогда уважаемого СМИ: "вместо стимулирования роста экономики Мишустин только и делает, что ищет, на что еще ввести новые налоги и поборы". Учитывая, сколько налогов и сборов снизило правительство Мишустина в первой половине 2020 года, остается спросить, чего же обкурились табачные магнаты. К счастью, потом этот шедевр публицистики удалили. Но это не значит, что производители нефти, удобрений и табака смирились. Подковерная борьба за пересмотр бюджетных параметров не прекращается ни на день.

Бюджет — это дефицит

Посмотрим, с какими показателями мы выходим из пандемийных ограничений. В 2020 году Россию ожидает колоссальный, рекордный в послевоенной истории дефицит в 4,72 трлн руб. (или 4,4% ВВП). Это, кстати, еще хорошие новости: в июле говорилось о 5 трлн. Планировали собрать 20,38 трлн, сможем только 17,84 трлн. При этом расходная часть скакнула с 19,50 трлн до 22,56 трлн — как видим, на стимулирование экономики и поддержку граждан ушло более трех триллионов рублей. 

В целом же баланс бюджета ухудшился на 5,60 трлн. Утешает лишь то, что выплаченные предприятиям и гражданам деньги не исчезли в никуда, а продолжают крутиться в экономике, насыщая ее столь необходимой ликвидностью.

Часть дефицита удастся покрыть за счет прошлогодних заработков государства, но в целом мы определенно находимся в глубоком минусе. Который распространяется не только на текущий год (с ним-то уже все понятно), но и минимум на три года вперед: дефицит 2,75 трлн руб. в 2021 году, 1,25 трлн — в 2022-м и 1,41 трлн — в 2023-м. Нефтегазовые доходы по-прежнему напрямую будут формировать примерно треть доходной части бюджета, а косвенно, через налоги со смежных предприятий, — еще минимум 10%.

Цифры выглядят трагическими, но на самом деле нам, да и всему миру, не привыкать к дефицитным бюджетам. С 2009 по 2017 год Россия лишь раз была в плюсе — и ничего, существовала как-то. 2018 и 2019 годы получились в этом смысле удачными, но удача для бюджета — это не всегда благо для страны. Добиваться профицита любой ценой — очень плохая идея.

В самом деле, сведем ситуацию к абсурду: государство исправно собирает налоги и пошлины, но не выплачивает ни зарплаты бюджетникам, ни пенсии, не инвестирует в экономику, не софинансирует льготное кредитование, а просто откладывает деньги впрок. Профицит бюджета тогда станет колоссальным, а вот социально-экономическая ситуация — критической.

Графика РБК

Бюджет — это экономия

Правительство Мишустина пошло по обратному пути: расходы станут максимальными за всю историю России в абсолютных ценах и очень крупными — в сопоставимых. Сравнить с СССР невозможно, там государство забирало вообще все деньги страны, после чего распределяло их на свое усмотрение.

При этом нельзя сказать, что правительство сорит деньгами: многие расходные статьи урезаны. Так, индексация окладов чиновников состоится 1 октября 2020 года, и ценить ее надо особенно высоко, потому что в 2021 году индексации не будет.

Все так называемые незащищенные программы бюджета секвестированы на 10% — в первую очередь это скажется на национальных проектах. Оборонная промышленность недополучит 5%.

Часто спрашивают, какие статьи защищены. Это регулируется отдельным законом, в котором перечислены, к примеру, пенсии, стипендии, пособия, помощь сельскому хозяйству и ряд других, менее значимых для широкой публики статей. И остальное будет сокращено как раз для того, чтобы сохранить и даже увеличить расходы по защищенным статьям.

В существенном плюсе окажутся социальная политика и здравоохранение, а также помощь предпринимательству. Именно сюда будут направлены основные "сверхплановые" триллионы государственных расходов.

Бюджет — это рост акцизов и налогов

Сокращение неподъемных ставок для малого бизнеса, обширные льготы IT-отрасли, помощь системообразующим предприятиям приведут к выпадению некоторых доходов, и это планируется компенсировать за счет введения НДФЛ на крупные суммы на депозитах, повышения НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год, повышения ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга. И это не все: сюда же пойдут увеличение в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых для руд и калийных солей плюс 20-процентный рост акцизов на табак. Кроме того, продолжается налоговый маневр в нефтяной отрасли, который теперь будет сопровождаться отменой ряда льгот.

Все это вместе должно принести порядка 600 млрд рублей в год, что несколько превышает выпадающие доходы. В целом после провального по известным причинам 2020 года планируется очень быстро увеличивать бюджетные доходы — с 17,84 до 22,26 трлн руб. к 2023 году, то есть на четверть всего за три года. Росли мы в нулевых и более быстрыми темпами, но там рост сопровождался высокой инфляцией, тогда как сейчас планируется удерживать ее на уровне 4%.

Таким образом, половина роста доходов будет инфляционной, половина — следствием развития экономики со скоростью более 3% в год. Звучит неплохо. Правда, нам не раз обещали такие темпы, но всегда что-то шло не так.

Картинка РИА Новости

Бюджет — это долги

Запланированный многолетний дефицит необходимо чем-то компенсировать, и Россия намерена нарастить внешние и внутренние заимствования. Это слабое место: из-за режима санкций Россия, безукоризненный заемщик, имеет довольно низкий кредитный рейтинг, а значит, чужие деньги будут стоить нам довольно дорого. Если валютные активы государства размещаются на депозитах коммерческих банков дай бог под 1% годовых, то наши облигации на мировом рынке идут в среднем по 4%, причем это валютные проценты, которые не отыграть управляемой рублевой инфляцией. Впрочем, внутри России тоже планируется занимать, примерно под 7% годовых в рублях, то есть банки будут относиться к государству примерно как к ипотечникам.

Соответственно, при планируемом росте заимствований в 2023 году мы будем вынуждены заплатить 1,6 триллиона рублей только процентов по долгам. Это увесистые 7% всех бюджетных трат, и частично пойдут они на поддержку зарубежного финансового олигархата. 

В целом госдолг достигнет 21,3% ВВП: для сравнения, в США он превысил 100%, и американцы не сильно переживают по этому поводу. И все же процентная нагрузка на бюджет станет неприятной, особенно после 2019 года, когда вся совокупность долгов была меньше объема правительственных депозитов.

Бюджет — это правки

Нет сомнений, что бюджет будет многократно правиться. Если сравнивать проект бюджета и отчет о его исполнении, там трудно найти совпадающие цифры. Очень быстро меняется экономическая и политическая ситуация, далеко не всегда удается вовремя освоить поступившие средства. Скажем, дали тебе 10 миллиардов на строительство больницы, а у тебя ни рабочих, ни врачей свободных. Пока найдется подрядчик, пока пройдут тендеры, пока разработаешь программу привлечения специалистов (это всегда обещание жилья, которого тоже может не быть), пока удастся определиться с оборудованием, по закупке которого существуют очень строгие ограничения, бюджетный период вполне может закончиться. Все это вносит свои коррективы.

Плюсы: бюджет существует, он адекватный, он не построен на финансировании корпораций за счет граждан, он повышает расходы только одной категории населения (нам, некурящим, легко об этом говорить) — то есть ситуация выглядит вполне контролируемой.

Минусы: бюджет, как и вся российская экономика, критически зависит от цен на нефть. Это системная проблема "нефтяной иглы", решению которой активно противится существенная часть руководства, видящая Россию исключительно страной-бензоколонкой для Запада и Китая. Но тут нужны решения уже не экономические, а политические.


По материалам: ruposters
Загрузка...

Госдума приняла окончательный бюджет на 2019–2021 годы

Госдума приняла окончательный бюджет на 2019–2021 годы
Госдума на заседании в среду, 21 ноября 2018-го, приняла в третьем чтении федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов". В документе отмечается превышение доходов над расходами в каждый год из этих трех лет: 20 трлн рублей против 18 в 2019 году, 20.2 трлн против 19 в 2020-м и 21 трлн против 20 в 2021-м. Профицит бюджета страны в 2019 году составит 1.932 ... ПОДРОБНЕЕ →

Кузбасские депутаты рассмотрят необычный проект бюджета на 2019 год

Кузбасские депутаты рассмотрят необычный проект бюджета на 2019 год
Совет народных депутатов внес на рассмотрение законопроект бюджета Кемеровской области на следующий год. Представители власти впервые планируют принять его бездефицитным. Всего сумма доходов и расходов региона прогнозируется в объеме 129,6 млрд рублей, сообщает ТАСС. – Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 129 млрд 672 млн 492,8 тыс. рублей, <…> общий объем расходов областного бюджета ... ПОДРОБНЕЕ →

В Госдуму РФ внесли проект бюджета на 2019-2021 годы

В Госдуму РФ внесли проект бюджета на 2019-2021 годы
В Госдуму РФ внесен проект государственного бюджета, определяющий развитие экономики страны на протяжении 2019-2021 годов. В нём определены статьи доходов и расходов, документ размещён на официальном сайте российского парламента. В 2019 году госбюджет страны пополнят на 19,969 трлн руб., доходы в 2020 году планируются на уровне 20,219 трлн руб. Уже в 2021 году данная статья составит 20,978 трлн руб. Отдельно ... ПОДРОБНЕЕ →

Правительство РФ одобрило бюджет на 2018-2020 годы

Правительство РФ одобрило бюджет на 2018-2020 годы
Кабмин РФ одобрил проект бюджета страны на 2018-2020 годы, об этом сегодня журналистам сообщил глава Минфина Антон Силуанов. Он рассказал из каких средств будет формироваться казна в ближайшие три года. Глава финансового ведомства рассказал о прогнозируемом объеме поступлений в бюджет на ближайшие три года. Антон Силуанов назвал цифру в 400 миллиардов рублей дивидендов ежегодно. В статью бюджета войдут доходы ... ПОДРОБНЕЕ →

Медведев сообщил о готовности бюджета 2018-2021 к 29 сентября

Медведев сообщил о готовности бюджета 2018-2021 к 29 сентября
Кабмин России начнет подготавливать проект бюджета на период с 2018-2021 год уже в конце сентября. По словам Медведева, все детали учтены в документе, и он вполне готов к обсуждению в Госдуме. Глава правительства России Дмитрий Медведев открыто поставил в известность о том, что проект бюджета на ближайшие три года уже готов для передачи для утверждения в Госдуму. Это событие может произойти уже 29 сентября... ПОДРОБНЕЕ →
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *