13 сен 23:16Другое

Астрономы обнаружили планету с «титановыми» облаками в атмосфере

Крайне необычную экзопланету открыли европейские ученые. В ее атмосфере висят облака из окиси сильнейшего парникового «газа» – титана. А ведь титан способен разогреть верхние слои этой планеты до невыносимо высоких температур! О столь интересных наблюдениях ученых сообщает издание Nature.

«Присутствие оксида титана в атмосфере планеты WASP-19b может крайне нестандартно влиять на то, как разогреты разные ее слои, как движутся потоки воздуха в ней. То, что нам удалось столь детально изучить данную экзопланету, безусловно, радует и говорит о том, что мы можем провести аналогичные наблюдения и для других планет», — цитирует издание ученого Кембриджского университета Райана Макдональда.

Разогретые газовые гиганты, удаленные от своих звезд всего на 2,2-75 млн километров, астрономы называют «горячими юпитерами». Из-за небольшого для масштабов Солнечной системы расстояния в атмосферах таких планет царят действительно невыносимые температуры – 1000-1300 градусов Кельвина.

Находить такие планеты намного легче, нежели иные небесные тела, и они составляют большую часть известных науке экзопланет.

Открытие «горячих юпитеров» впервые поставило ученых перед фактом, что атмосфера таких планет может состоять из крайне экзотических материалов. Например, за последние годы были открыты планеты со стеклянными и свинцовыми облаками, а также с состоящим из испаренных металлов и горных пород воздухом, в верхних слоях которого иногда идут дожди из рубинов и сапфиров.

По рассказу Макдональда, относительно недавно учеными были открыты несколько «горячих юпитеров», атмосферы которых были раскалены до температур, превышающих 2,5 тысячи градусов Кельвина, и имели необычную структуру – были горячее снаружи и холоднее внутри, подобно стратосфере Земли. Наличие подобного слоя на них заставило ученых предположить, что атмосферу этих «горячих юпитеров» разогревает некий сверхмощный парниковый эффект, порождать который способны только два вещества – оксид титана или оксид ванадия.

Райан Макдональд и его коллеги доказали, что это действительно так, изучив спектр экзопланеты WASP-19b, открытой четыре года назад в созвездии Паруса у светила, похожего своими размерами и массой на Солнце.

WASP-19b нужно всего 18 часов для совершения одного витка вокруг своей звезды. Это позволяет ученым каждый день наблюдать за тем, как лучи светила проходят через ее атмосферу и взаимодействуют с ее молекулами, унося с собой информацию о ее химическом составе.

Планетологи несколько десятков раз проследили за тем, как свет звезды «прошивает» атмосферу WASP-19b. Только после этого они смогли отделить реальные сигналы от шумов и раскрыть загадочный химический состав. Оказалось, этот «горячий юпитер» – крайне экзотическая и горячая планета.

Замеры ученых показали, что его атмосфера состоит из раскаленных водяных паров, натрия, гелия и водорода, а ее верхние слои покрывают слои углеводородного тумана и «титановых» облаков. Благодаря этому, «стратосфера» WASP-19b раскалена до двух тысяч градусов Кельвина, что делает ее одним из самых знойных известных астрономам «горячих юпитеров».

Макдональд подчеркивает, что такое открытие наглядно демонстрирует, что ученые способны раскрыть точные химические составы далеких планет, используя наземные телескопы.

По материалам: ridus